И все таки, два различия есть.Сообщение от panas
Первое - поменялись местами R и DT. В отличие от "американской" схемы, для "азиатской" имеет принципиальное значение указанное на схеме взаимное расположение этих элементов.
Второе различие - изменилась точка подключения моторчика таймера (вывод 1 таймера), на схеме это отлично видно.
Цель подобных изменений - сделать систему No Frost немного "умнее". Дело в том, что у "американцев" время нахождения системы в режиме оттайки (компрессор и вентилятор выключены, контакты 3-4 таймера разомкнуты) зависит только от модели применяемого таймера и не зависит от времени работы нагревателя оттайки. Если инея на испарителе было не много и нагревателю хватило пяти минут чтобы прогреть испаритель до +10 градусов и отключиться благодаря DT, то все равно компрессор не включится, пока в таймере не выйдет время оттайки. В данном случае, при времени оттайки 40 минут (типичное для "американского" таймера), система будет простаивать 35 минут до включения компрессора. Что не есть хорошо, в том числе и для продуктов.
Указанного недостатка лишена "азиатская" схема. В которой время нахождения системы в режиме оттайки зависит от времени работы нагревателя - после того как испаритель прогреется до +10 градусов и DT отключит нагреватель, таймер отсчитает несколько минут (чтобы остатки воды успели перетечь в систему слива), после чего перейдет в режим заморозки. Для реализации такой логики работы системы и потребовались описанные выше небольшие изменения схемы. Давайте разбираться как оно работает.
Некоторые моменты, подробно рассмотренные мной выше в этой теме (здесь и здесь) расписывать повторно не буду, чтобы не перегружать текст.
При показанном на схеме положении контактов таймера (контакты 3-4 замкнуты, 3-2 разомкнуты) система находится в режиме заморозки. На компрессор и вентилятор подано питающее напряжение.
Питающее сетевое напряжение приложено также и к цепи, состоящей из последовательно включенных нагревателя оттайки и моторчика таймера (проследите это по схеме). Сопротивление моторчика примерно в сто раз выше сопротивления нагревателя. Соответственно и сетевое напряжение будет поделено между ними (включенными последовательно) в таком же соотношении, согласно законам физики. Т.е. при напряжении питания 220V на моторчик таймера придется около 218V, а на нагреватель около 2V. Если перевести на русский, то смысл в том, что при последовательном включении нагревателя оттайки и моторчика таймера, моторчик работать будет, но нагреватель останется холодным (т.к. двух Вольт для заметного разогрева маловато).
Что касается DT, то в режиме заморозки его контакты будут замкнуты под действием низкой температуры испарителя (разомкнуты они будут лишь в самом начале режима заморозки, пока испаритель не охладится до минус 10 градусов).
Как мы выяснили выше, в режиме заморозки моторчик таймера все время работает. Значит, рано или поздно, таймер перейдет в режим оттайки. Контакты 3-4 разомкнутся, 3-2 замкнутся. Компрессор и вентилятор обесточатся, а на нагреватель (через замкнутые контакты DT) будет подано сетевое напряжение.
Теперь, самое главное! До тех пор, пока контакты DT замкнуты и нагреватель находится под напряжением, моторчик таймера обесточен и его вал неподвижен. Почему так происходит? Если присмотреться к схеме, то можно видеть, что при замкнутых 3-2 контактах таймера моторчик включен параллельно с DT. Повинуясь законам физики, весь ток в нагреватель потечет через имеющие практически нулевое сопротивление замкнутые контакты DT. Если использовать бытовой язык, то можно сказать, что DT просто "закорачивает" моторчик, чем вызывает его остановку.
После того, как нагреватель прогреет испаритель до +10 градусов, контакты DT разомкнутся обесточив нагреватель. Таймер еще находится в режиме оттайки и его контакты 3-2 замкнуты. Это значит, что моторчик таймера и DT по прежнему соединены параллельно. Но контакты DT разомкнуты (а значит, выражаясь по бытовому, они уже не закорачивают моторчик) и ток течет по цепи из последовательно включенных моторчика и нагревателя. А как мы выяснили выше при подобном включении практически все питающее напряжение "достается" моторчику. Т.е. моторчик таймера, находившийся в остановленном состоянии на протяжении всего времени работы нагревателя, приходит в движение как только DT размыкает контакты.
Типичное время оттайки таймеров, рассчитанных на работу в "азиатских" вариантах системы No Frost - несколько минут. Как раз это время и отсчитывает таймер после размыкания контактов DT, позволяя остаткам воды (образовавшейся в результате оттайки) окончательно перетечь в лоток системы слива. После того, как будут отсчитаны эти несколько минут, таймер перейдет в режим заморозки (контакты 3-2 разомкнутся, 3-4 замкнутся) и цикл работы системы повторится.
Конкретное значение продолжительности паузы между отключением нагревателя и включением компрессора (т.е. время оттайки таймера) выбирается разработчиками холодильника исходя из ряда соображений. На практике мне встречались холодильники (использующие "азиатскую" схему) с паузами от 1 до 15 минут.
Важно: все цифры условны и приведены для иллюстрации (хоть и являются типичными для "азиатской" версии системы No Frost).