Брать или не брать чаевые это конечно дело личное, за это нельзя осуждать людей, но и поощрять принятие магарычей в нашей сфере деятельности я считаю лишним.
При правильно поставленной работе хороший специалист не только в состоянии сам достойно обеспечить себя и свою семью, но и при желании может иногда помогать нуждающимся людям. И совсем необязательно чтобы эти нуждающиеся были из числа ваших клиентов. Хотя каждый из вас может вспомнить сотню историй как, зайдя в дом к какой-нибудь бабульке и поразившись нищете существования на пенсию, вы ремонтировали ей холодильник за свой счет. Но об этом мы обычно не говорим вслух, у нас это не принято.

Когда у клиента возникает желание нас отблагодарить? Тут две составляющих, первая – он, безусловно, должен быть довольным качеством проведенного ремонта, обходительностью мастера и общим произведенным впечатлением. Это правило, которое каждому из нас знакомо, и которое при наличии адекватного клиента, каждый из нас пытается соблюсти. Без этого для большинства теряется сам смысл работы.

Вторая составляющая естественно финансовая. И с ее учетом на чай вам дадут только в том случае, когда цена за услугу с огромным избытком устроила ваших клиентов. Когда у людей весьма далеких от холодильного дела возникает мысль о несправедливо маленькой сумме, которой они рассчитываются с вами за огромный, по их мнению, объем выполненных работ. И здесь, скорее всего уже ваша недоработка, не учитывающая баланс между спросом и предложением на рынке услуг. И зачастую делая в своей работе упор на низкие цены, которые естественным образом включают в себя дешевые заменители фреона, простенькие приборы и инструменты, практикующие специалисты, по итогам года больше проигрывают, чем выигрывают. Так стоит ли стремиться к чаевым?

Я не говорю о том, что от названной суммы клиент должен вздрогнуть, или после расчета с вами на пару дырок потуже затянуть поясок на брюшке, речь не об этом, я хочу сказать, что цена должна устраивать не всех. Точно также как не всех устраивают цены на бензин, лекарства и недвижимость. Это реальность. Мои цены устраивают не всех, и я не ощущаю в этом своей вины, потому что я являюсь частью общества и пытаюсь сосуществовать в нем в гармонии с гражданами, которые также как и я ежедневно зарабатывают себе на жизнь трудом. Цена, в большей степени, должна устраивать ту часть общества к которой ты принадлежишь с которой долговременно сотрудничаешь, и у которой ты не в прислугах, а полноправный партнер.

Мне сверх оговоренной суммы по душе только искреннее «спасибо».